В самом автомобильном аккумуляторе ломаться особенно нечему. Срок службы автомобильного аккумулятора, в очень большой степени, зависит от режима его эксплуатации. Автомобильный аккумулятор может быстро садится по следующим причинам: из-за коррозии аккумуляторных пластин, в результате обеднения активного покрытия аккумуляторных пластин, истощения электролита аккумулятора. Не выполнение правил ухода за аккумулятором вызывает ряд неисправностей, таких как: сульфатация аккумуляторных пластин, ускоренный саморазряд аккумулятора, короткое замыкание внутри аккумулятора, утечки электролита через трещины в баке аккумулятора, окисление полюсных штырей аккумулятора.
Сульфатация пластин аккумулятора — это образование белого налета из крупных кристаллов сернокислого свинца, называемого сульфатом, на аккумуляторных пластинах. Сульфатированные аккумуляторные пластины перестают принимать участие в химических реакциях, происходящих в аккумуляторе. Если в аккумуляторе появились сульфатированные пластины, то емкость аккумулятора уменьшается. Аккумулятор становится непригодным к эксплуатации.
Признаком частичной сульфатации пластин служит быстрый разряд автомобильного аккумулятора под нагрузкой.
Сульфатация пластин аккумулятора происходит в следующих случаях.
- При систематическом недозаряде аккумулятора.
- При хранения аккумулятора в незаряженном состоянии и с не слитым электролитом.
- При зарядке аккумулятора ниже допустимого предела.
- При понижения уровня электролита в банках аккумуляторной батареи.
- При большой плотности электролита в аккумуляторе.
У любого аккумулятора имеется естественный саморазряд. Саморазряд аккумулятора происходит по многим причинам, в том числе и из-за того, что решетка аккумуляторных пластин и активная масса на них сами по себе составляют гальваническую пару, в которой возникает местный ток. В исправном аккумуляторе величина саморазряда не превышает 2% емкости аккумулятора в сутки.
Саморазряд аккумулятора увеличивается если в процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора применять загрязненную серную кислоту и воду (недистиллированную), содержащие соли и щелочи, или же внутрь аккумулятора попадут различные вещества, то в аккумуляторе также будут образовываться дополнительные гальванические пары.
При ускоренном саморазряде батареи из-за загрязнения электролита необходимо заменить электролит и промыть аккумулятор. Саморазряд аккумулятора также увеличивается от высокой температуры, от грязи и от электролита (воды) на его крышке. Окислившиеся штыри и клеммы аккумулятора необходимо зачистить.
В процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора, в нем постепенно происходит:
- Разрушение сепараторов.
- Выпадение активной массы из решеток пластин. Причиной выпадения активной массы может стать длительная перезарядка аккумулятора, плохое крепление пластин, вибрация и т.д.
- Коробление аккумуляторных пластин. Коробление пластин происходит: при увеличении силы зарядного тока, при коротком замыкании, при понижении уровня электролита, при частом и продолжительном включении стартера, когда батарея нагружается разрядным током большой силы.
Все это, в свою очередь, приводит к соприкосновению пластин, то есть к замыканию между пластинами и прекращению работы аккумулятора.
Индикатор аккумулятора очень важная деталь, как правило, автомобильные аккумуляторы без наличия заглушек для добавления электролита оборудованы индикатором.
Некоторые аккумуляторы с пробками также бывают со встроенным индикатором, что не вызывает неудобств у владельца.
Индикатор аккумулятора показывает владельцу уровень зарядки аккумулятора, также определяет плотность электролита и его зарядку, но показание начинается только от 65 процентов. К сожалению, определить точный уровень заряда нельзя, тем более необходимо учитывать, что показание происходит только от одной ячейки аккумулятора.
Сейчас для автомобилей выпускают специальные индикаторы, которые оборудованы шкалой и датчиком показаний, они удобно выносятся в салон автомобиля, садишься и сразу видишь состояние автомобильного аккумулятора.
Если начал быстро садится аккумулятор, необходимо искать причину в цепи, скорее всего где-то в машине полетела проводка, нужно проверить все соединительные клеммы на окисление, а также провода на потертости. Если же с проводами все в порядке необходимо проверить мощности аккумулятора, при увеличении мощности устаревший генератор может не заряжаться до конца. А мощный генератор наоборот перезаряжается, что плохо сказывается на его функционировании.
Еще одной немало важной причиной может являться, неисправность самого аккумулятора, если ему уже более двух лет, необходимо обратить внимание на работу аккумулятора, на цвет электролита, если он темный, это свидетельствует о неполадках непосредственно в самом аккумуляторе, могло произойти отслоение пластин.
Обобщим причины выхода из строя аккумулятора:
- Неисправность электрооборудования автомобиля, возможны неисправности в электро цепях.
- Производители автомобилей, иногда ставят на машину, аккумулятор, который не может справиться с дополнительным оборудованием, просто не хватает мощности.
- Перезарядка аккумулятора. Электролит в аккумуляторе начинает закипать и, как результат, понижается уровень электролита.
После того как повреждение в электрооборудовании, будут исключены, следует перейти к выяснению причин непосредственно в самом аккумуляторе.
Подведем итоги: быстра зарядка аккумулятора после не большой остановки, утечка в электро цепи, неисправность аккумулятор. Специалисты при длительной стоянке автомобиля рекомендуют отключать аккумулятор от сети. Если это не поможет — замена единственный выход. Как правило ремонту они уже не подлежат, да и если так, то после сервиса аккумулятор протянет не долго.
Средний срок службы аккумулятора составляет в среднем два года, если аккумулятору как раз столько необходимо задуматься о его замене.